ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

ГБОУ «СОШ№1 г. Сунжа» 

Загрузчик Загрузка...
Логотип EAD Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать [60.40 KB]

программа помощи учителям

Справка_по курсовой_переподготовке

Достижение качественно новых образовательных результатов невозможно без грамотно организованного практико-ориентированного обучения учителей. Непрерывное образование – одно из важнейших требований современности. Непрерывное повышение уровня профессионального мастерства – важнейшее условие личностного профессионального роста учителя.

Каждая школа в настоящее время все в большей степени приобретает свое собственное лицо, поэтому и потребности у педагогических коллективов становятся все более разнообразными, требующими квалифицированного научного подхода к их решению.

Ключевой фигурой современной школы является учитель, поскольку качество образования не может быть выше качества работающих в этой среде учителей. Новая школа требует нового учителя, который не только транслирует знания, но организует молодого человека на творческое отношение к собственной жизни, развитие индивидуальности, способности к самореализации. Такое образование может осуществить только высококвалифицированный, творчески работающий, социально активный и конкурентоспособный учитель, ориентированный на гуманистические ценности.

Поэтому одно из ключевых направлений инициативы «Наша новая школа» – развитие учительского потенциала и переход к новым моделям повышения квалификации учителя. Современный социальный заказ общества школе требует от учителя постоянной работы над собой, роста профессионализма.

Профессиональная компетентность педагогических работников является важнейшим фактором, влияющим на эффективность работы образовательного учреждения. Соответствие профессиональной компетентности педагогического персонала школы уровню требований, предъявляемых к современной системе образования, обязывает иметь в структуре внутришкольного управления отдельную подсистему, обеспечивающую постоянное совершенствование профессиональных качеств педагогов.

Система внутришкольного повышения квалификации как понятие недостаточно проработана. Внутришкольная система повышения квалификации – это искусственно созданная, универсальная, динамичная, гибкая и целостная саморазвивающаяся система, направленная на профессиональную подготовку учителей через обучение их новым знаниям, умениям, навыкам и максимально приближенная к их потребностям, функционирующая в образовательном пространстве конкретной школы.

Система внутришкольного повышения квалификации педагогов состоит из ограниченного количества элементов. Элементами системы внутришкольного повышения квалификации можно считать: социальный заказ на подготовку педагогов по определенному направлению в системе внутришкольного повышения квалификации; педагогов, проходящих подготовку в системе внутришкольного повышения квалификации; специалистов, реализующих данную подготовку; образовательный процесс, направленный на повышение квалификации педагогов; программно-методическое обеспечение подготовки педагогов; нормативно-правовое обеспечение внутришкольного повышения квалификации; материально-техническое обеспечение; психологическое обеспечение и управление системой внутришкольного повышения квалификации.

Подготовка педагогов в системе внутришкольного повышения квалификации рассматривается в контексте идей непрерывного профессионального педагогического образования:

  • сущность: ориентация на пожизненный прогресс личности;
  • содержание: поступательное пожизненное обогащение творческого потенциала личности;
  • форма: единство периодов учебной и трудовой занятости, сориентированное на профессиональный рост и личностное развитие педагогов;
  • формируется позитивная мотивация к предстоящей деятельности, понимание ее социальной значимости;
  • формируется совокупность знаний, умений и навыков, составляющих «технологическую» готовность к компетентному действию.

Основной особенностью подготовки педагогов в системе повышения квалификации выступает то, что здесь ведущая роль принадлежит самому взрослому, его жизненному опыту, мотивам, запросам и потребностям. Взрослый обучающийся обладает следующими психическими качествами: осознает себя как самостоятельная и самоуправляющая личность; обладает запасом жизненного, профессионального, специального опыта, который является важным источником его обучения; стремится с помощью учебы решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретных целей; настроен на безотлагательную реализацию полученных в обучении знаний, умений, навыков и качеств.

Подготовка педагогов в системе внутришкольного повышения квалификации имеет характерные особенности, связанные со спецификой школы и школьного педагогического коллектива.

Основной целью повышения квалификации педагогических работников школы является развитие их профессиональной компетентности, формирование устойчивых навыков системной рефлексии педагогического процесса и его результатов, придание структурной целостности педагогической деятельности каждого из них, что в совокупности обеспечит выполнение требований по достижению современного качества образования.

Задачи повышения квалификации:

– поддержка и совершенствование профессионального уровня всех педагогов в соответствии с требованиями сегодняшнего дня;

– создание условий для развития индивидуальных способностей к профессиональной деятельности до потенциально возможного уровня;

– переориентация целевых установок при планировании и реализации повышения квалификации с совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков на развитие профессиональной компетентности;

– активизация профессионального творчества, духа состязательности в педагогическом мастерстве;

– предоставление научной и методической поддержки для полноценной самореализации индивидуальных творческих замыслов педагогов;

– удовлетворение потребностей в поиске и освоении передового педагогического опыта, педагогических инноваций и научных достижений;

– освоение всеми педагогическими работниками ИКТ до уровня свободного самостоятельного использования их в качестве, как современного средства информационного обмена, так и эффективного педагогического средства.

В ГБОУ «СОШ№1 г. Сунжа» педагогический коллектив насчитывает 60 педагогических работников. Структура модели повышения квалификации в ГБОУ «СОШ№1 г. Сунжа» включает четыре организационных уровня:

– самообразование

– школьный

– муниципальный

– республиканский, федеральный.

Первый уровень самообразование – предоставляет наибольшую творческую свободу педагогу. Содержательно он включает изучение и апробацию тех материалов, которые связаны с ближайшими рабочими потребностями учителя. Перечень вопросов, выбранных педагогом для самостоятельного освоения на предстоящий учебный год, включается в его годовой план и регистрируется в плане работы предметного методического объединения. В течение учебного года на заседаниях ШМО заслушиваются отчеты педагогов о проведенной работе по теме самообразования. Самообразование осуществляется в форме изучения теоретических вопросов, освоения методик, технологий, разработки авторских программ, выполнения педагогических проектов, написания статей, подготовки конкурсных материалов и др.

Само время предъявляет к педагогам такие требования как профессионализм, способность к творческому использованию все возрастающего потока информации на практике. В большей степени от уровня профессионально-педагогической культуры педагога, его способности к постоянному личностному и профессиональному росту зависит и качество образования, подготовленность обучающихся к жизни в современных условиях перехода на ФГОС. Именно поэтому требование повышения качества образования и стимулирование личностного развития учащихся, несомненно, требует постоянного самообразования учителя. Тем более, что современное образовательное общество характеризуется как общество «деятельностного знания», где особую роль играет процесс трансформации знания в умение применить его на практике. Самообразование, прежде всего, расширяет и углубляет этот процесс, способствует осмыслению инноваций на более высоком и теоретиком, и практическом уровне, что и требует от педагогов системно-деятельностный подход.

В самообразовании педагога можно выделить внешнюю и внутреннюю стороны. Внешние формы организации самообразования можно поделить на традиционные и инновационные.

Традиционные – это, прежде всего, различные курсы в институтах повышения квалификации, которые каждый педагог должен проходить раз в пять лет. Причем, главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалификационной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами. Но эта форма организации самообразования педагога имеет и недостатки: неудобное время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всей школы; также иногда и лекционный материал курсов требует доработки, т.к. пока не достаточно серьезно изучены потребности педагогов. К традиционным формам самообразования можно отнести и получение второго высшего образования или второй специальности.

К инновационным формам самообразования относятся, прежде всего, дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы. Дистанционные курсы можно пройти в удобное для педагогов время; а также можно выбрать темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.

В последние годы появилась еще одна новая форма организации самообразования учителей – сетевые педагогические сообщества. Сетевое педагогическое сообщество – это Интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию. Сетевое сообщество открывает перед педагогами новые возможности. Это, прежде всего, использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов, и самостоятельное создание сетевого образовательного содержания, и освоение информационных компетенций, знаний и навыков.

Отсюда главные преимущества этой формы самообразования: обмен опытом осуществляется между учителями-практиками; методическая помощь является адресной; всегда можно попросить и получить консультацию в удобное для педагога время.

Но главная форма самообразования – это внутренняя, индивидуальная. Индивидуальная работа педагога может включать в себя: научно-исследовательскую работу по определенной проблеме; посещение библиотека, изучение научно-методической и учебной литературы; участие в педагогических советах, научно-методических объединениях; посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания; теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

Организационный уровень «Самообразование» пронизывает все уровни повышения квалификации, все формы повышения квалификации и является фундаментом данного процесса в школе.

В ГБОУ «СОШ№1 г. Сунжа» темы самообразования учителей соответствуют общей методической теме школы и методической теме предметного объединения учителей.

Например:

Темы самообразования учителей МО филологического цикла:

– Исследовательские проекты как метод развития УУД;

– Современные технологии обучения коми языку и литературе в условиях введения ФГОС ООО;

– Современные технологии обучения русскому языку и литературе в условиях введения ФГОС ООО.

Темы самообразования учителей МО математического цикла:

– Системно-деятельностный подход при организации работы на уроках математики;

– Способы формирования  УУД на уроках информатики.

МО учителей естественных дисциплин:

– Системно-деятельностный подход в работе с понятийным аппаратом на уроках биологии и географии;

– Обучение химии, ориентированное на ФГОС ООО;

– Организация внеурочной  деятельности по географии в условиях введения ФГОС ООО.

Результаты реализации тем самообразования проявились в проведении открытых уроков на школьном и муниципальном уровне; выступлениях на заседаниях МО, семинарах; участии в профессиональных конкурсах разного уровня, публикациях в методическом журнале и т.п.

Второй уровень повышения квалификации – внутришкольный. На школьном уровне повышения квалификации учителей проходит через:

– систему педагогических советов;

– работу школьных методических объединений учителей;

– работу общешкольных методических семинаров;

– работу постоянно действующих тематических семинаров;

– проведение и посещение открытых уроков.

Система педагогических советов направлена на организацию деятельности педагогического коллектива в течение всего учебного года и касается большого круга вопросов.

В школе организована работа 8 предметных методических объединений: учителей естественного цикла, учителей общественных дисциплин, учителей математического цикла, учителей филологического цикла, учителей начальных классов, учителей английского языка, учителей технологии и физической культуры, классных руководителей.

Координирует работу предметного МО методический совет школы. Повышение квалификации учителей на заседаниях предметных МО осуществляется через изучение закона «Об образовании», способов формирования УУД по предмету, обсуждение новинок методической и педагогической литературы и т.п.

Третий уровень – муниципальный. На муниципальном уровне повышение квалификации производится по плану работы районного Методического кабинета.

Педагоги нашей школы активно участвуют в проведении районных Методических семинаров, являются участниками семинаров.

Особый вид повышения квалификации на данном уровне представляет участие и работа в различных комиссиях и объединениях по вопросам образования.

В 2019/2020 учебном году в составе комисии по проверке ЕГЭ работали 8 учителей школы, в этом учебном году включены 7 учителей. В составе комиссии по проверке олимпиадных работ учащихся на муниципальном уровне приняли участие 11 учителей школы.

Эти показатели показывают результативность методической работы по повышению квалификации педагогов школы.

Четвертый уровень – республиканский и федеральный. Данный уровень отличается большим разнообразием форм и методов повышения квалификации. Ведущим учреждением региональной системы повышения квалификации работников образования является республиканский институт повышения кевалификации, на базе которого проводятся не только квалификационные курсы с применением ДОТ, но и конференции, семинары, проблемные курсы.

На Республиканском конкурсе «Учитель года 2020» выступила учитель русского языка и литературы нашей школы и вместе с ней присутствовали два молодых педагога.

Учителя школы повышали квалификации на курсах вне Республики Ингушетия

Инновационной формой повышения квалификации на данном уровне является участие в Интернет-семинарах, вебинарах и т.д.

В результате целенаправленной работы с учителями школы по повышению компьютерной грамотности в течение ряда лет 80% учителей овладели навыками работы на компьютере.

60% учителей имеют электронную почту и активно ею пользуются. 17 учителей (19,3%) зарегистрированы в различных Интернет-сообществах:

  1. Сеть творческих учителей
  2. pedsovet.org
  3. Инфоурок
  4. ProШколу.ru
  5. www.openclass.ru
  6. Страна мастеров

7.АНО  МАНО ПРО

  1. Завуч.инфо
  2. Педагогический мир
  3. Профессиональное сообщество педагогов
  4. Сообщество учителя РК, использующие ИКТ и применяющие ЭОР

Собственные Интернет-ресурсы в виде сайтов и блогов имеют 12 учителей (20,0%), активно их используют в своей педагогической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровневая модель повышения квалификации педагогов школы

Республиканский и федеральный уровни

 

Муниципальный уровень

 

Школьный уровень

 

Самообразование учителя

Данная модель повышения квалификации педагогических работников дает возможность педагогам реализовать непрерывного образования, самостоятельно конструировать индивидуальный образовательный маршрут, повышая квалификации с учетом своих профессиональных потребностей, согласованные с потребностями школы.

Модель внутришкольной системы повышения квалификации реализуется в различных формах, что также дает возможность педагогам выбора личного образовательного маршрута.

 

 

Формы повышения квалификации

 

 

 

Индивидуальная

 

Коллективная

 

 

Групповая

 

Самообразование, обмен опытом в Интернет-сообщес-твах, дистанцион-ные курсы, настав-ничество, консуль-тирование Педагогические советы, педагоги-ческие практичес-кие семинары, общешкольные методические семинары, единые методические дни Методические объединения учителей-предметников, школа ФГОС, школа молодого учителя

Модель повышения квалификации, используемая в нашей школе, предоставляет возможность педагогу:

– выбрать наиболее приемлемый путь повышения квалификации в условиях введения ФГОС;

– научиться эффективно использовать инновационные технологии обучения для решения педагогических проблем;

– анализировать и аккумулировать в своем опыте лучшие образцы педагогической практики;

– интегрировать педагогические технологии, формы и методы обучения с целью достижения новых образовательных результатов у учащихся;

– эффективно работать в условиях деятельности республиканской пилотной площадки по введению ФГОС ООО.

Результатом целенаправленной организованной системы повышения квалификации является создание ценного педагогического опыта, создание команды единомышленников.

Поскольку весь мир сегодня живет по принципу «обучение через всю жизнь», естественно, учителю не только необходимо знать о тех изменениях, которые происходят в социальной жизни и в образовании, но и быть подготовленным к пониманию сущности опережающих функций образования в современном обществе.